Экологическое воспитание
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни - ПРИРОДА!
2017 год, объявлен годом экологии в России
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они не обходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы, взятые из природы.
В целях формирования экологического воспитания дошкольников, в каждой возрастной группе работа по экологическому воспитанию предусматривает определенное содержание и методические приемы.
- В младшей группе проводятся беседы с целью ознакомления с окружающим миром, природой. Это могут быть наблюдения, дидактические игры, рассматривание иллюстраций о природе, чтение художественной литературы. Воспитанники приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений.
- В средней и старшей группе работа по экологическому воспитанию становится более целенаправленной.
Ставятся задачи
- Расширить представления детей об окружающем нас мире, приблизить детей к природе
- Формировать у детей представления о взаимосвязи природы и человека, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга
- Воспитывать у детей интерес, любознательность, бережное отношение и ответственность
- Развивать в детях чувство своей причастности к природе через музыку и театрализованное представления.
Для детей подготовительной группы проводятся беседы, игры, наблюдения и т.д.,
- Дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе
- Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе
- Показать результаты воздействия человека на природу
- Дать понятия детям, о том, что природа – наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека
- Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы
- Воспитывать нормы поведения в природе
- Учить детей практически защищать «братьев наших меньших» и зеленые насаждения
- Воспитывать желания – беречь землю, очищать от мусора и украшать деревьями и цветами
- Развивать в детях творческое начало через придумывание сказок экологического содержания.
Проведение год экологии в детском саду
С целью повышения эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников, с 1сентября 2016 по 31мая 2017 года в МАДОУ «Солнечный город» видеться работа по экологии. Целями и задачами данному тематическому году стали
- расширение экологического кругозора дошкольников через поисково-исследовательскую и проектную деятельность
- расширение знаний детей о родном крае: особенностях природы, растительном и животном мире, воспитание бережного отношения к природе родного края; - привлечение родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников
- повышение педагогического мастерства педагогов по решению задач образовательной области «Познание», создание атмосферы творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми.
Организацией и проведением года экологии занимается творческая группа педагогов. Членами творческой группы был составлен план, разработаны методические рекомендации для педагогов по проведению мероприятий, подобраны необходимые сценарии мероприятий для детей, проведено организационное собрание для педагогов.
В течение тематического года проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми и родителями, направленные на решение различных задач экологического воспитания: беседы познавательного цикла, просмотры мультимедийных презентаций по экологии, игра-путешествие «Правила безопасного поведения в природе», экологическая викторина. 17 марта во всех группах прошли музыкальные развлечения «Именины у Земли». Была организована продуктивная деятельность: выпуск экологических плакатов «Чистый город», изготовление поделок из природного и бросового материалов «Вторая жизнь вещей». В холле детского сада оформлена выставка совместных рисунков детей и родителей «К нам весна шагает!».
В Уголках природы были созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей по закреплению экологических представлений: размещены различные дидактические игры экологического содержания, детская познавательная литература, модели правил поведения в природе для решения различных проблемных ситуаций. С детьми среднего и младшего дошкольного возраста было организовано чтение экологических сказок с последующими беседами. Дети старших и подготовительных групп смогли продемонстрировать свои знания в экологической викторине «Растения и животныеПоволжья», а также приняли участие театральной деятельности показав экологическую сказку « Курочка ряба на новый лад» . С целью повышения педагогического мастерства воспитателей в течение года были проведены открытые просмотры опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, консультация для педагогов «Дидактические игры экологического содержания».
Активное участие в Неделе экологии приняли родители воспитанников ДОУ. Бала организована экологическая акция «Домики для птиц»: родители вместе с детьми творчески подошли к изготовлению кормушек для птиц, разместили их на прогулочных участках детского сада. В родительских уголках была размещена различная информация по теме недели, затрагивающая различные аспекты экологического воспитания детей.
В апреле запланирован смотр-конкурс «Огород на подоконнике»: Дети и педагоги заниматься оформлением, посадкой, уходом за растениями «Огорода», ведут дневники наблюдений за ростом растений.
Итогами проведения года экологии
- расширение экологических представлений детей о природе родной страны и края
- актуализация знаний и умений педагогов по организации поисково-экспериментальной деятельности детей, повышение их профессионального мастерства в вопросах экологического образования
- активное участие родителей в тематической Неделе, привлечение их внимания к проблемам экологического воспитания детей.